1 сентября 2014 года в силу вступил
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС),
дошкольного образования.
ФГОС ДО
Изменения ФГОС ДО
Стандарт разработан с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка , Конституции Российской Федерации , законодательства Российской Федерации, в основе которых заложены следующие основные принципы:
-
поддержки специфики и разнообразия детства;
-
сохранения уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека;
-
личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;
-
уважение личности ребенка как обязательное требование ко всем взрослым участникам образовательной деятельности;
-
осуществление образовательной деятельности в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности.
Стандарт направлен на достижение следующих целей:
-
повышение социального статуса дошкольного образования;
-
обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;
-
обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения;
-
сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
Стандарт направлен на решение следующих задач:
-
охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
-
обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
-
обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
-
создания благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
-
объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
-
формирования общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;
-
обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различной направленности с учётом образовательных потребностей и способностей детей;
-
формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
-
обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
-
определения направлений для систематического взаимодействия физических и юридических лиц, а также взаимодействия педагогических и общественных объединений
КАКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УСТАНАВЛИВАЕТ СТАНДАРТ?
Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения ДО:
- инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности;
- способность выбирать себе род занятий;
- уверенность в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим;
- обладание чувством собственного достоинства;
- взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- проявление в различных видах деятельности воображения, фантазии, творчества;
- подчинение разным правилам и социальным нормам;
- проявление творческих способностей;
- способность контролировать свои движения (уровень развития крупной и мелкой моторики);
- способность к волевым усилиям;
- проявление любознательности;
- склонность к наблюдению, экспериментированию;
- способность к принятию собственных решений.
Таким образом, целевые ориентиры представляют собой не оценку достижений ребенка в жестких рамках: знания, умения и навыки, а представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребенка.
Важно, чтобы у ребенка к окончанию подготовительной группы в детском саду были сформированы волевая и мотивационная готовность к школе.
КАКИЕ УСЛОВИЯ ДОЛЖНЫ БЫТЬ СОЗДАНЫ В ДОУ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ?
Для реализации Программы необходимо создание условий: кадровых, финансовых, материально-технических, психолого-педагогических, а так же создание развивающей предметно- пространственной среды.
Результатом реализации этих условий будет создание комфортной развивающей образовательной среды, которая обеспечит доступность качественного дошкольного образования, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, охрану и укрепление их здоровья.
Федеральные и региональные документы по ФГОС ДО можно найти на сайте ИМЦ Петродворцового района Санкт-Петербурга по адресу: http://nmc-peterhof.spb.edu.ru/dou-fgos.htm (раздел ФГОС ДО)
Ознакомиться с проектами примерных образовательных программ можно на сайте Федерального института развития образования, расположенном по адресу: http://www.firo.ru/?page_id=11684
"Дорожная карта" (план график) сопровождения реализации ФГОС ДО в ГБДОУ детском саду № 17 Петродворцового района СПб. на 2016 - 2018 гг.
Положение о рабочей группе во введению ФГОС
План мероприятий по изучению ФГОС ДО
ФГОС ДО в нашем детском саду внедряется в соответствии с "Планом введения ФГОС ДО - Дорожной картой"
С целью изучения информированности общественности по данному направлению деятельности, было проведено анкетирование родителей воспитанников и педагогов ДОУ, которое показало следующие результаты:
Анкета для родителей
Анкета для педагогов